Рецензии

Вздорнов Герольд Иванович, доктор искусствоведения

Член-корреспондент Российской Академии наук, почетный академик Российской Академии художеств, академик Российской Академии естественных наук, доктор искусствоведения

117209 Москва
Нахимовский проспект, 25-3-45
тел. 8-499-723-87-08

107014 Москва Гос.НИИРеставрации
ул. Гастелло 44, тел. 8-499-748-14-07
e-mail: ferapontovo2010@yandex.ru

К защите дипломных работ в Екатеринбурге

Реставрационное отделение в Екатеринбургском Художественном училище имени И.Д. Шадра впервые выпускает семерых реставраторов по темперной живописи. Как известно, Отделение основано по инициативе М.В. Ратковского и готовит дипломированных специалистов, в помощи которых нуждаются как государственные, так и церковные и частные музеи. Если Москва и Петербург обладают несколькими учебными заведениями, где научная реставрация входит в обязательную программу обучения, то на огромном пространстве от Москвы до Владивостока реставрация преподается ныне только в Екатеринбурге и только в Училище имени И.Д. Шадра, что нельзя не поставить в заслугу директору Училища В.В. Кисляковскому и М.В. Ратковскому. При богатейших фондах художественных произведений в музеях и храмах Екатеринбурга и Свердловской области выпускники училища всегда будут желанными сотрудниками. Отделение реставрации в Училище возглавляет выпускник Российской Академии художеств М.В. Ратковский. Под его чутким руководством и подготовлены упомянутые семь реставраторов: Л.В. Лаптева, А.В. Матвеева, С.Ю. Дубовскова, С.В. Кондюров, Е.Р. Давлетшина, А.Н. Есина и А.С. Кузнецова.

Я не по наслышке знаю работы студентов реставрационного отделения в Училище, неоднократно наблюдал расчистку и укрепление икон и золоченой деревянной резьбы, беседовал со студентами и М.В. Ратковским и могу с ответственностью сказать, что их совместная реставрационная работа оставляет самое отрадное впечатление.

К защите представлены произведения искусства из Музея «Невьянская икона» (4 иконы), из церкви Богоматери Казанской в Нижнем Тагиле (1 икона) и Никольской церкви в Быньгах Невьянского района Свердловской области (2 иконы). Физическое состояние всех названных памятников было тяжелым и тем приятнее сознавать, что усилиями молодых специалистов они начинают новую жизнь и их сохранность обеспечена на многие годы вперед. Кстати надо сказать, что врачи, ветеринары и реставраторы охраняют здоровье и возрождают к новой жизни заболевших людей, наших братьев меньших и наше национальное художественное наследие.

Кому приходилось иметь дело со старыми иконами, тот знает их ужасающее состояние до начала реставрационных работ. Потемневшая и сильно загрязненная олифа, разновременные записи, шелушение красочного слоя, повреждение основы, утраты левкаса и потертости живописи, свечные ожоги и другие следы времени не дают, казалось бы, никаких шансов увидеть подлинную красоту древнего письма. И тем не менее дипломники М.В. Ратковского сумели деликатно вернуть этим иконам их первоначальный вид. Они освоили все технические тонкости реставрационного дела, изучили исторические источники, расшифровали все надписи, нашли иконографические и стилистические параллели, о чем, я уверен, они расскажут в своих пояснениях к дипломным работам.

Хочется выразить уверенность, что защита ими дипломов будет оценена в должной мере и даст им новый стимул к дальнейшей профессиональной деятельности на благо российской культуры.

Г.И. Вздорнов, доктор искусствоведения

18.06.2010

Тарасенко Людмила Петровна, кандидат искусствоведения

В государственную аттестационную комиссию Свердловского художественного училища имени И.Д. Шадра

Уважаемые члены комиссии!

Я считаю, что мне повезло, так как недавно я имела возможность внимательно ознакомиться с работами выпускников Отделения реставрации Вашего Училища. Это дало мне возможность сделать рецензии на их дипломные работы.

По роду деятельности я постоянно встречаюсь с преподавателями и студентами московских учебных заведений, готовящих реставраторов темперной живописи. Это Московское академическое художественное училище памяти 1905 года, которое едва ли не первым стало готовить кадры профессиональных реставраторов темперной живописи. Более десяти лет назад реставрационное отделение образовалось при Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, примерно в эти же годы было создано отделение в Свято-Тихоновском Богословском институте, наконец, в этом году был первый выпуск реставраторов живописи в Суриковском институте. Со всеми перечисленными московскими учебными заведениями мне приходилось работать, то есть совместно с преподавателями отбирать для реставрации произведения из фондов музеев, наблюдать за работой студентов, участвовать в реставрационных советах и аттестационных комиссиях. Каждое из этих учебных заведений дает свой уровень профессиональной подготовки, имеет свои особенности в построении учебных планов, в методике работы. Меньше я знакома с подготовкой реставраторов в Строгановском институте. Высоко котируется реставрационная школа Института имени Репина в Санкт-Петербурге. К числу известных реставрационных заведений остается добавить, похоже, только Суздальское училище.

Сегодня в этот внушительный список включается и молодое отделение реставрации Училища имени И.Д.Шадра, которое является единственным готовящим реставраторов на Урале и в Сибири. В этом и большая честь, и большая ответственность. Сейчас можно говорить о том, что серьезное испытание – первый выпуск реставраторов – Училище выдержало с честью.

Для дипломных работ были взяты высоко-художественные, а порой уникальные произведения. Такие особенности невьянской иконописи, как обилие орнаментики, золотых разделок и т.п., ставили перед выпускниками среднего учебного заведения очень непростые задачи. Дипломники освоили все необходимые реставрационно-профилактические процессы, прекрасно справились с раскрытием живописи, тонированием утрат. Перед каждым студентом также стояла задача понять, что за памятник реставрируется, каков его художественный уровень, исторический смысл, иконография, стилистические особенности. Разыскания и размышления дипломников на этот предмет были включены в Справку. Хотя сложность реставрационных задач перед каждым дипломником была своя, все работы сделаны на хорошем уровне.

Как показывают наблюдения, в основе формирования практически каждого реставрационного отделения стояли профессионалы-энтузиасты, без которых эти реставрационные школы не состоялись бы. Я желаю руководителю дипломных работ, преподавателю с прекрасной профессиональной школой М.В.Ратковскому, который вел этот выпуск и воспитал первых реставраторов Урала, новых талантливых студентов.

Наконец, поздравляю руководство Училища имени И.Д.Шадра и всех, кто был причастен к организации Отделения реставрации, с первыми успехами.

Заведующая Отделом древнерусской живописи
Государственного Исторического музея,
кандидат искусствоведения

Л.П.Тарасенко

20.06.2010