Реставрационная документация

"Перенесение мощей Николая Чудотворца". 1821 г. Невьянск, мастерская Богатыревых.

«Перенесение мощей Николая Чудотворца»

1821 г. Невьянск, мастерская Богатыревых.
Доска из 6-и частей, 2 врезные сквозные левосторонние фигурные шпонки, 2 торцовые врезные сквозные шпонки.
Паволока, левкас; золочение, яичная темпера.
71,6х59,2х3,5 см.
Музей «Невьянская икона», г. Екатеринбург.
Реставраторы: Ратковский М.В., Ратковский М.В.
На полях иконы в картушах, приведены подробные пояснительные надписи, что характерно для памятников старообрядческого происхождения.

Содержание надписей:

Николай чудотворец

  1. «Обра[з] принесение ч[ес]тных моще[й] и жево[нос]тных отца н[а]ше[го] Николы архиепи[скопа] мирликий[ских] чудотво[рца] о[т] мир[а] въ ба[ръ] гра[д]».
  2. «Бара гр……послани и приидоша в градъ миръ и внедоша в ц[е]рковь с……м чу[дотворца] и уведавше стражниковъ ту сущихъ и обретоша …… мощи с[вятого] Николы чу[дотворца] и прияша ихъ с радостию несоша ……ческ[ими] руками в свои корабль честно и приидоша о[т]мира града в лето 6596 въ 11 день апреля м[еся]ца».
  3. «От мира града ко брегомъ барскимъ с честными мощьми с[вя]таго Николы чудотворца приидоша в лето 6596 м[еся]ца мая въ 9 день въ день недел[ь]ный въ вечернюю годину иподъяша ис корабля ч[ес]тныя мощи его с великою честию».
  4. «Приспе день светлаго торжес[т]ва градъ барский радуется и с н[им] вселенная въся ликоствуетъ песньми и пенми духовны[ми] днесь бо с[вя]щенное торжество в пренесении ч[ес]тны[х] и многоцелебны[х] мощей с[вя]т[ите]ля и чудотворца Николы яко же с[о]лнце незаходимое восия святозарны[ми] лучами и разгоняя т[ь]му искушения же и бедъ о[т] вопиющи[х] верно спасай насъ и яко претстатель нашь великий Николае».
  5. «Кондакъ гласъ 3 взыде яко звезда о[т] востока и до запада твоя мощи с[вя]тителю Николае море же о[свя]тися шествиемъ ти и градъ барский приятъ тобою бл[а]г[ода]ть насъ бо ради показася чудотворецъ изяще[н] предивенъ и милостив».
  6. «Во дни вняже принесен…… Николы хромы бесны и различными …… исцелишася о[т] толе и до ныне с верою приходя …… раце его исцеление подаваетъ не оск……».
  7. «Уведивше барстии людие пришествие честныхъ мощей великаго свят[ите]ля Николы чудотворца изыдоша из бара града во сретение ч[ес]тны[х] мощей старии и младии и юноши и девы богати нищи с[вя]щеннаго же чина архиеп[ис]копы и еп[ис]к[о]пы архима[нд]риты и [е]гумены попы и дияконы и весь причетъ церковныи и воспевающе и поюще во псалмехъ и песнехъ духовныхъ со свещами же и фимияном и всякимъ украшениемъ молебная пе[с]н[ь] ве[ликому] о[т]цу сове[ршающе] и не[сут] в б[ар] гра[д] чес[тный]».
  8. «Писанъ бысть сей с[вя]ты[й] обра[з] в лето о[т] сотворения мира 7330 го[да] м[еся]ца сентября въ 30 день совершися писан по усердию ко[з]мы сына никитина потехи».

Святитель Николай Чудотворец – архиепископ города Миры Ликийские в Малой Азии, чьи подвижничество и чудеса снискали ему славу еще при жизни. Жил во второй половине III в. и первой половине IV в. Святитель Николай участвовал в Первом Вселенском Соборе в городе Никее в 325 году и ревностно защищал православную веру от ереси Ария. Неоднократно подвергался гонению за служение христианской церкви. Умер около 345 года и погребен в городе Миры. Местное почитание святителя началось сразу после его смерти. В 1087 году при императоре Мануиле Комнине мощи святителя Николая были перенесены из Мир Ликийских в город Бар (Южная Италия). Но только на Руси в память перенесения мощей святителя был установлен праздник (9/22 мая) киевским митрополитом Ефремом (1097); при нем была составлена служба святителю Николаю, и вслед за тем складывается русская житийная литература о Николе.

За время исторического бытования иконографии «Перенесение мощей Николая Чудотворца», по всей видимости, сложилось два извода – краткий и подробный. Описываемая икона представляет вариант подробного изложения и мы предполагаем, что данный иконографический извод возник в Невьянском иконописании, так как существует ряд памятников с аналогичной прорисью невьянского письма в музейных и церковных собраниях¹. В живописи других школ и регионов иконографических аналогов не обнаружено.

Живопись иконы отличается высочайшим художественным уровнем, что свидетельствует об ее создании одними из лучших невьянских мастеров. Икона относится к периоду рассвета невьянского иконописания, к эпохе династии Богатыревых (конец XVIII – первая половина XIX вв.). Датировка и стилистические аналоги из собраний музеев ЕМИИ и СОКМ², дают основание отнести памятник к работе мастерской Богатыревых. В это время в период с 1814 по 1822 г. Богатыревыми был выполнен ряд икон для домовой молельни купца первой гильдии Льва Ивановича Расторгуева, заводовладельца и золотопромышленника. В данное время иконы хранятся в собраниях выше упомянутых музеев и позволяют сделать объективные выводы.

Иконописец поражает нас мастерством высокого уровня исполнения:

До реставрации авторская живопись находилась под слоем неравномерной по толщине потемневшей олифы и поверхностных загрязнений. Доски разошлись по стыкам. В правой нижней части изображения на полях и в среднике значительные утраты левкаса с красочным слоем и потертости живописи. В центральной части потертости красочного слоя и утраты от свечного ожога. А также мелкие утраты левкаса, красочного слоя и потертости золочения по всей поверхности изображения. На отдельных участках шелушения красочного слоя и отставания левкаса.

В процессе реставрации были выполнены следующие мероприятия:

  1. Укрепление шелушений красочного слоя и отставаний левкаса.
  2. Зачистка тыльной стороны, торцов и боковых сторон от поверхностных загрязнений и поздней масляной краски.
  3. Заделка стыков разошедшихся досок основы.
  4. Удаление поверхностных загрязнений.
  5. Раскрытие авторской живописи от слоя потемневшей олифы.
  6. Довыборка жестких частиц потемневшей олифы и загрязнений по всей поверхности изображения.
  7. Повторное частичное укрепление шелушений красочного слоя и отстований левкаса.
  8. Тонирование утрат авторского красочного слоя.
  9. Покрытие изображения лаком.
  10. Покрытие тыльной стороны, торцов и боковых сторон защитным составом.

Литература:

  1. «Уральская икона» 1998 г. Кат. 192,193,194.

  2. «Александр Невский со сценами жития» первая четверть XIX века. Невьянск, мастерская Богатыревых (ЕМИИ). «Лев Катанский с житием в 12 клеймах» 1818 г. (СОКМ). «Акафист Богоматери» между 1814 и 1822 гг. (СОКМ). «Богоматерь Всех скорбящих Радость» с избранными святыми на полях, между 1814 и 1822 гг. (ЕМИИ). «Чудо Георгия о змие» между 1814 и 1822 гг. (ЕМИИ). «Архангел Михаил Архистратиг» между 1814 и 1822 гг. (ЕМИИ). «Единородный Сыне» между 1814 и 1822 гг. (СОКМ). Двухчастная икона: «Благовещение»; «Рождество Христово» между 1814 и 1822 гг. (ЕМИИ) и другие.

"Рождество Христово". Последняя четверть XVIII в. Невьянск.

«Рождество Христово»

Последняя четверть XVIII. Невьянск.
Доска из 4-х частей, 2 врезные сквозные левосторонние фигурные шпонки, 2торцовые врезные сквозные шпонки, ковчег.
Паволока, левкас; золочение, яичная темпера.
89,5х71,6х2,5 см.
Реставраторы: Ратковский М.В., Ратковский М.В.

Происходит из Выйской старообрядческой часовни иконы Богоматери Казанской, построенной в 1782 г. Ныне находится в местном ряду каменной церкви иконы Богоматери Казанской в Н-Тагиле, отстроенной в 1843 г.

О рождестве Христовом повествуют евангелисты Матфей (Мф.1:18 – 25,2:1-12) и Лука (Лк.2: –20), а также апокрифические сочинения и церковные песнопения.

Иконография иконы традиционна и принадлежит к так называемому краткому изводу. В центре иконы вертеп, в котором изображена сидящая на красном ложе Богоматерь. Перед ее ложем ясли с младенцем Христом, возле них изображены, осел и вол. Эти животные, по толкованиям отцов церкви, символизируют иудеев и язычников, которые придут поклониться Христу. Пророчество о них усматривали в Ветхом Завете: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис.1:3). Слева - волхвы подносят новорожденному дары – золото (как Царю), ладан (как Богу) и смирну для умащения тела умершего (указание на грядущую крестную смерть Христа). Один из волхвов, как обычно, изображен старцем, второй – средовеком, третий – юношей, над ними ангелы, указующие на звезду. Справа – два пастыря: юный пастырь с рожком и старец прислушиваются к гласу ангела, благовествующего о Рождестве Иисуса Христа. В нижней левой части иконы на фоне пещеры восседает Иосиф Обручник, перед которым стоит старец в одежде из шкур. Эта фигура трактуется различно. В старце видели и искусителя – диавола, сеющего сомнения в душу праведного Иосифа, и книжника Анена, обвинившего Иосифа в нарушении обета, и одного из пастырей, посох которого символически указывает на родословие Христа – «отрасль от корня Иессеева» (Ис.11:1–5). Справа в нижнем углу у купели сидит повитуха (бабка Саломия), омывающая Младенца и, рядом стоящая дева.

Памятник является прекрасным образцом невьянского иконописания, периода второй половины XVIII века с характерными для данного времени стилистическими особенностями. Живопись иконы со светлым тональным решением очень выразительна и декоративна благодаря гармоничной красочной палитре с преобладающим звучанием киновари (через которую строится цветовое решение и организация композиционного пространства изображения), светлого синего, разбеленной охры в сочетании с золотом. Архаичная пластика фигур, с тонкой разделкой одежд и ярко-выраженное для данного времени личное письмо с охряным санкирем и белильным фактурным вохрением, а также детали пейзажа стилизованные под орнамент подчеркивают стилистику периода.

Икона является также редким образцом в большом храмовом формате, так как этому периоду характерны домовые иконы небольшого размера. В собрании музея «Невьянская икона» и Краеведческого музея находится ряд памятников, в том числе датированных являющихся стилистическими аналогами данному образцу¹, что позволяет нам отнести икону «Рождество Христово» к периоду последней четверти XVIII века.

До реставрации авторская живопись находилась под толстым слоем неравномерной по толщине потемневшей олифой, а также поверхностных загрязнений. Пещеры в изображении горок находились под слоем поздней темперной записи. На полях изображения следы гвоздевых отверстий, от ранее вбитого оклада. Имелись мелкие утраты левкаса с красочным слоем, а также незначительные шелушения красочного слоя и отставания левкаса.

В процессе реставрации были выполнены следующие мероприятия:

  1. Укрепление шелушений красочного слоя и отставаний левкаса.
  2. Зачистка тыльной стороны, торцов и боковых сторон от поверхностных загрязнений и поздней масляной краски.
  3. Удаление поверхностных загрязнений.
  4. Раскрытие авторской живописи от слоя потемневшей олифы.
  5. Раскрытие авторской живописи от частичных темперных записей.
  6. Довыборка жестких частиц потемневшей олифы и загрязнений по всей поверхности изображения.
  7. Повторное частичное укрепление шелушений красочного слоя.
  8. Тонирование утрат авторского красочного слоя.
  9. Покрытие изображения лаком.
  10. Покрытие тыльной стороны, торцов и боковых сторон защитным составом.

  1. В экспозиции музея «Невьянская икона» представлены; икона «Богоматерь Одигитрия» 1777 г. Невьянск. Икона «Не рыдай мене Мати» 1777 г. Невьянск. Складень двустворчатый: «Архангел Михаил Архистратиг, Чудо Георгия о змие» 1785 г. Невьянск. Икона «Распятие» 1799 г. Невьянск. В Краеведческом музее представлена храмовая икона «Царь царем» 1789 г. Невьянск. 89х76х2,8 см.